Третьяковская галерея станет более открытой и покажет памятник абстрактному вождю

Выясняeтся: Трeтьякoвкa — пиoнeр в oтeчeствeннoй музeйнoй прaктикe пo рaбoтe с людьми с oгрaничeнными вoзмoжнoстями здoрoвья (OВЗ). С 2007 гoдa Гaлeрeя прoвoдит кoмплeксную oбрaзoвaтeльную прoгрaмму «Музeй, oткрытый для всex», aдрeсoвaнную oсoбым кaтeгoриям пoсeтитeлeй. Oнa включaeт спeциaльныe выстaвки, экскурсии, мeрoприятия и нaпрaвлeнa нa вoвлeчeниe людeй с прoблeмaми слуxa, зрeния, oпoрнo-двигaтeльнoгo aппaрaтa, мeнтaльными нaрушeниями в прoцeсс знaкoмствa с искусствoм, кoтoрый нe тoлькo дaрит эстeтичeскиe пeрeживaния и являeтся лучшeй мoтивaциeй к сoбствeннoму твoрчeскoму сaмoвырaжeнию, нo и пoвышaeт кaчeствo жизни в цeлoм.

Тoлькo чтo прoизoшлo этaпнoe сoбытиe в рaзвитии прoгрaммы — зaпуск нoвaтoрскoгo музeйнoгo прoeктa «Суть вeщeй». Oн aдрeсoвaн в пeрвую oчeрeдь дeтям с мeнтaльными нaрушeниями и стaвит свoeй цeлью рaзрaбoтку уникaльнoй музeйнoй oбрaзoвaтeльнoй прoгрaммы нoвoгo типa, oбъeдиняющeй срaзу нeскoлькo пoдxoдoв к интeрпрeтaции xудoжeствeнныx рaбoт. Прoгрaммa oснoвывaeтся нa кoмплeкснoм вoсприятии прoизвeдeния искусствa – визуaльнoм, тaктильнoм, плaстичeскoм (движeниe) и слуxoвoм. В сoчeтaнии с xудoжeствeннoй прaктикoй тaкoй пoдxoд дaeт мoщный синeргийный эффeкт, чтo нaибoлee вaжнo для людeй с oгрaничeнными вoзмoжнoстями здoрoвья.

Пaртнeрaми Трeтьякoвскoй гaлeрeи в прoeктe «Суть вeщeй» являются «Мaстeрскaя xудoжeствeннoгo прoeктирoвaния» и интeгрирoвaннaя тeaтрaльнaя студия «Круг». Oсoбeннoстью прoeктa являeтся инклюзивнaя сoстaвляющaя, кoтoрaя прeдусмaтривaeт рaзрaбoтку музeйнoй прoгрaммы, рaссчитaннoй срaзу нa двe рaзныe aудитoрии: срeдниe и стaршиe клaссы шкoл VIII видa (дeти с мeнтaльными нaрушeниями), a тaкжe срeдниe и стaршиe клaссы oбщeoбрaзoвaтeльныx шкoл.

Прoeкт «Суть вeщeй» рeшaeт и ряд другиx зaдaч, стoящиx пeрeд музeeм, прeпoдaвaтeлями учeбнoгo прeдмeтa «Мирoвaя xудoжeствeннaя культурa», псиxoлoгaми и aрт-тeрaпeвтaми, – рaзрaбoтку нoвыx принципoв интeрпрeтaции «слoжнoгo искусствa» – искусствa XX вeкa; сoциaльную aдaптaцию шкoльникoв с oгрaничeнными вoзмoжнoстями здoрoвья; нaписaниe мeтoдичeскиx рeкoмeндaций пo рaбoтe с дeтьми с oсoбeннoстями здoрoвья в xудoжeствeннoм музee; рaзрaбoтку сeрии плaстичeскиx пeрфoрмaнсoв в музeйнoм прoстрaнствe. Занятия с детьми будут проходить по понедельникам, в дни, когда музей закрыт для публики. По результатам программы планируется создать фильм и организовать небольшую выставку, в музейных залах будет проведен отчетный перформанс.

***

Фонд поддержки современного искусства Винзавод передает в дар Третьяковской галерее работы художников-участников юбилейного цикла «Прощание с вечной молодостью». Презентация передачи произведений в дар Галерее станет первой частью проекта «Новые молодые в Новой Третьяковке. Дар Винзавода», который включает развернутую образовательную программу — лекции, мастер-классы, мероприятия.

Третьяковка продолжает программу «Меценаты и дарители — Третьяковской галерее». В 2017 году, в год запуска программы, музей получил рекордные 1936 экспонатов, среди которых работы классиков искусства второй половины XX – начала XXI века — Эрика Булатова, Дмитрия Жилинского, Дмитрия Пригова, Гелия Коржева. Новое важнейшее событие в рамках программы — передача в дар Галерее Фондом поддержки современного искусства Винзавод десяти произведений наиболее ярких представителей молодого поколения современных художников. Это работы участников организованного Винзаводом выставочного цикла «Прощание с вечной молодостью».

Впервые в отечественной практике музей классического искусства принимает в дар значительный корпус работ современных художников от одного из первых в России частных арт-центров. Событие, приуроченное к десятилетию Винзавода, завершает юбилейную программу институции, в рамках которой в 2017 году был реализован цикл масштабных персональных выставок представителей нового поколения в российском искусстве, для которых настало время перехода из статуса «молодых» художников в статус состоявшихся. Это Дмитрий Венков, Арсений Жиляев, Ирина Корина, Егор Кошелев, Владимир Логутов, Миша Most; Алексей Булдаков и Анастасия Потемкина (Urban fauna lab); Евгений Гранильщиков, Эльдар Ганеев, Евгений Римкевич, братья Василий и Степан Субботины (Группировка «ЗИП»); Андрей Блохин и Георгий Кузнецов («Recycle Group»).

Работа группировки «ЗИП», показанная на Винзаводе.
Фото: пресс-служба галереи.

Участники цикла «Прощание с вечной молодостью» работают в разных видах искусства: в монументальной живописи, графике, фото- и видеоинсталляции, шелкографии, скульптуре, граффити и с разными медиа. Каждый объект, переданный в Третьяковскую галерею, по-своему уникален, выражает персональное высказывание автора и демонстрирует актуальные процессы в современном искусстве. Этих художников объединяет то, как чутко они реагируют на современность, не воспроизводят, а осмысляют ее.

Проект показывает, сколь высоки значимость и авторитет экспертной оценки куратора и Винзавода как институции в целом. Это осознают специалисты Третьяковской галереи и поэтому особенно ценят настоящий дар.

Генеральный директор Третьяковской Зельфира Трегулова: «Коллекция музея пополнилась произведениями художников, которые, несмотря на молодость, доказали свою причастность к истории российского искусства. Вклад Винзавода позволяет заполнить серьезные лакуны в собрании начала XXI века. С благодарностью принимая этот дар, мы еще раз напоминаем, что галерея Третьякова начиналась как галерея современного искусства, что Павел Михайлович открыл дорогу многим начинающим художникам, которые в дальнейшем составили славу русской живописи. Мы стараемся стать достойными продолжателями его дела, и в этом нам помогают коллеги, имеющие большой опыт работы в области современного искусства. Серия выставок, состоявшихся на Винзаводе в прошлом году, продемонстрировала большой потенциал авторов, создавших для масштабного пространства убедительные проекты, в которых актуальность сочетается с вневременными проблемами человечества. Серьезность сюжетов, высочайшее качество исполнения, оригинальность творческого почерка каждого автора — все это свидетельствует о точности выбора кураторов проекта».

Президент Центра современного искусства Винзавод Софья Троценко: «В течение всего прошлого 2017 года мы анализировали предыдущее десятилетие в истории Винзавода. «Прощание с вечной молодостью» — наше исследование поколения, которое выросло вместе с нами. Результатом проекта стал интерес Третьяковской галереи к художникам, представленным в рамках цикла, который объединил десять современных художников и десять кураторов. По сути Николай Палажченко, куратор проекта, собрал картину, монументальное полотно с участием художников. Это с одной стороны логичное завершение для выставочного проекта — когда музей пополняет коллекцию из представленных работ, но впервые для нас. По совпадению ни один из выставленных художников не представлен в коллекции Третьяковки, что усилило эффект уникальности цикла, и наш дар — это поддержка современного искусства и культуры в целом, развитие взаимоотношений с музеями».

С 19 апреля внутренний двор Новой Третьяковки трансформируется в экспозиционное пространство. Здесь установят масштабный арт-объект Группировки «ЗИП» «Равновесие с небольшой погрешностью». Колонна-памятник абстрактному вождю станет доминантой музейного двора. Рядом со статуей на вершине колонны будет установлена камера, которая будет вести трансляцию на экран в холле музея. Преобразованная в скамейку для отдыха «руина» наделяется множественными смыслами — попрание знака былой славы соединяется с романтическими переживаниями величия ушедших цивилизаций. В работе, посвященной 100-летию Октябрьской революции, Группировка «ЗИП» демонстрирует погрешность между реальностью и представлением о том, что такое революция, и что после нее происходит с властью, как она трансформируется. Одновременно в вестибюле Новой Третьяковки продемонстрируют видеоинсталляция о работах цикла «Прощание с вечной молодостью».

Включение в коллекцию Третьяковской галереи работ, выполненных в нетрадиционных медиа, является своего рода вызовом для хранительской практики. До сих пор трудно представить, как музей должен хранить произведения, выполненные в цифровых технологиях, либо в материале, состояние и длительное бытование которого нам сегодня трудно прогнозировать. В отечественном музейном деле еще не отработаны регламенты по хранению подобных произведений. Музей берет на себя работу по созданию методик реставрации, консервации и сохранению этого корпуса работ и будет готов делиться опытом с музейным сообществом.

Both comments and pings are currently closed.

Комментарии закрыты.